Замена моторного масла — одна из самых важных и регулярных процедур технического обслуживания автомобиля. Многие автовладельцы считают, что для этого обязательно нужны эстакада, смотровая яма или подъёмник. Однако на практике замена масла без подъемника и даже без ямы вполне возможна — особенно если вы готовы потратить немного времени и усилий. В этой статье мы подробно расскажем, как заменить масло в двигателе без подъемника, используя только подручные средства и стандартный набор инструментов.
Содержание
Почему важно менять масло вовремя
Моторное масло обеспечивает смазку движущихся деталей двигателя, отводит тепло и защищает от коррозии. Со временем оно теряет свои свойства, загрязняется продуктами износа и сгорания, что приводит к повышенному износу двигателя. Регулярная замена моторного масла позволяет поддерживать двигатель в отличном состоянии и продлевает срок его эксплуатации. Поэтому, если у вас нет доступа к СТО или гаражу с профессиональным оборудованием, эту операцию стоит провести самостоятельно.
Что понадобится для самостоятельной замены масла
Перед началом работ подготовьте следующие инструменты и материалы:
— Новое моторное масло (объём и вязкость — согласно руководству к автомобилю);
— Новый масляный фильтр;
— Ключ для сливной пробки (обычно «на 17» или «на 19»);
— Специальный ключ или ремень для снятия масляного фильтра;
— Воронка;
— Ёмкость для отработанного масла (минимум 5–6 литров);
— Перчатки и ветошь;
— Домкрат и упоры под колёса (если необходимо приподнять автомобиль).
Пошаговая инструкция: как заменить масло без подъемника
Шаг 1. Прогрейте двигатель
Запустите двигатель и дайте ему поработать 5–10 минут. Тёплое масло лучше стекает, что позволяет максимально удалить старую отработку и загрязнения. Если же вы производите замену масла на недавно работающем двигателе, то во избежании ожогов, убедитесь, что двигатель достаточно остыл.
Шаг 2. Обеспечьте безопасность
Установите автомобиль на ровной площадке. Затяните ручной тормоз и подложите упоры под задние колёса. Если сливная пробка расположена слишком низко, можно аккуратно приподнять переднюю часть автомобиля домкратом — но только при условии, что вы используете надёжные подставки («козлы»). Если таковых нет, можно использовать чурбачки, соответствующего размера, либо несколько обычных кирпичей.
⚠️ Важно: никогда не работайте под автомобилем, поднятым только на домкрате!
Шаг 3. Слейте старое масло
Найдите сливную пробку под двигателем (обычно в нижней части масляного поддона). Подставьте ёмкость и аккуратно открутите пробку. Дождитесь полного слива масла — это может занять 10–15 минут.
Шаг 4. Замените масляный фильтр
Пока масло стекает, снимите старый масляный фильтр. Он часто расположен с внутренней стороны двигателя и доступен даже без подъёма. Перед установкой нового фильтра смажьте его уплотнительное кольцо свежим маслом — это облегчит следующую замену и предотвратит протечки.
Часто случается, что отвернуть старый фильтр не получается. Слишком туго затянут и руки просто проскальзывают. Некоторые автомобилисты в таких ситуациях пробивают небольшую дырку в корпусе фильтра, вставляют отвертку и проворачивают с её помощью фильтрующий элемент.
Есть более простой способ. Для этого понадобится использованный ремень, например с генератора, и небольшая трубка, в которую его можно продеть. Один конец одевается на фильтр, а другой вставляется в трубку, которая продвигается вплотную к его корпусу. Затем, придерживая свободный конец ремня рукой, проворачиваем трубку в сторону откручивания.
Шаг 5. Заверните сливную пробку
Протрите поддон от остатков масла, проверьте состояние прокладки на пробке. При необходимости замените её. Заверните пробку с рекомендуемым моментом затяжки (обычно 25–30 Н·м).
Шаг 6. Залейте новое масло
Через маслозаливную горловину (на клапанной крышке) залейте свежее масло с помощью воронки. Начните с 90% от рекомендованного объёма, затем проверьте уровень щупом и долейте при необходимости. Если всё в порядке, опустите автомобиль с домкрата и уберите инструменты.
Шаг 7. Проверьте работу двигателя
Запустите двигатель и дайте ему поработать 1–2 минуты. Убедитесь, что нет подтеков в районе пробки и фильтра. Заглушите мотор, подождите 2–3 минуты и снова проверьте уровень масла.
Преимущества самостоятельной замены масла
— Экономия денег — вы платите только за масло и фильтр;
— Контроль качества — вы сами выбираете материалы и следите за процессом;
— Гибкость по времени — не нужно ждать очереди на СТО;
— Развитие навыков — вы лучше понимаете устройство своего автомобиля.
Частые ошибки при замене масла в гаражных условиях
Отсутствие ямы или подъёмника в гараже, разумеется несёт определённые трудности и ошибки при замене масла, которые, как я считаю, могут случиться и при их наличии. Но, тем не менее, следует учесть возможные ошибки, чтобы исключить их при выполнении данной операции:
— Использование масла, не соответствующего спецификациям производителя;
— Перетяжка сливной пробки или масляного фильтра;
— Пренебрежение заменой фильтра;
— Недостаточная проверка уровня после заливки.
Заключение
Замена масла без подъемника — это реальная и безопасная процедура, доступная каждому автовладельцу. Даже без ямы и профессионального оборудования вы можете качественно обслужить двигатель, продлить его ресурс и сэкономить на посещении автосервиса. Главное — соблюдать технику безопасности, использовать подходящие материалы и следовать проверенной инструкции.
Теперь вы знаете, как самостоятельно заменить масло в двигателе автомобиля без подъемника — и сможете сделать это в любых условиях, будь то двор частного дома или обычный паркинг. Удачи на дорогах и чистого масла в картере!
Шаг 1. Прогрейте двигатель

